Объем и цвет

Малоизвестный факт о восприятии человеком цвета. Парадокс в том, что одномоментно форма и объем предметов не воспринимаются нами. Или одно, или другое. Но не вместе!

Разум человеческий принимает пропорции, размеры, фактуру окружающих вещей, общее направление освещения, общий цвет, но без деталей. Тончайшие оттенки цвета, цветные блики мы замечаем, наслаждаемся ими, но без мелких деталей ОБЪЕМА. Одновременно сие не получается.

Передача информации в наш разум происходит как бы по разным независимым путям. Наш мозг всегда отдаёт предпочтение какому-нибудь одному из них. В зависимости от обстоятельств внешней среды.

Причем восприятие объёма и формы главенствует, оно важнее. Цвет несколько вторичен. Пока мы не осознали форму, цвет не начинает восприниматься.

Вопрос: а зачем это и почему?

Казалось бы, эти два канала информации должны быть неразделимы, и должны помогать друг другу. Воспринимая глазами предмет, мы ощущаем его структуру, форму, оттенок цвета. Сознание мгновенно вычисляет правильный присущий цвет. И для обычной жизни этого хватает. А когда начинаем внимательно разглядывать тончайшие переливы цвета, перемещаем взгляд с одной зоны яркости на другую – мы теряем детали структуры и объёма, внимаем лишь цвету. Это происходит само-собой. сие не в нашей власти. Зрение подстраивается в привычный, удобный для нас диапазон яркости.

Другими словами, мы должны привыкнуть к определенному перепаду яркостей чтобы начать хорошо различать цветовые нюансы.

Сравнивая цвета, наш разум обязан сначала вывести их на сопоставимый по яркости диапазон. Лучше, конечно в одинаковую яркость. Если этого не получилось, наши глаза сами собой видят самую яркую деталь, а темные участки как бы отбрасывают в сторону. И идет принимание формы, но не цвета.

Не обойдем вниманием еще одно интересное свойство нашего зрения. Цвет при слишком высокой освещенности как бы разбеливается. Современная теория цветового зрения выделяет в нашем глазу три типа рецепторов для цвета и лишь один для света (в слабом освещении, монохромный). Я понимаю сие так: цветные колбочки в глазу работают при хорошем свету, они низко чувствительны. Монохромные палочки имеют чувствительность гораздо выше, рассчитаны и на темноту. Как черный канал в системе СМYК.

Делая выводы. У палочек и колбочек различная широта охвата. Палочки способны воспринимать контраст между ярким и тёмным в огромном перепаде яркостей. А колбочки хорошо различают цвет, но в узком диапазоне. Как в поговорке, сто ночью все кошки серы.

Жертвовать цветом – дар природы нам, людям. Наши предки по контрасту мгновенно и в любое время суток должны были распознать хищного тигра. Чтобы выжить. А был ли он желтее, или краснее – эт всё потом, когда угроза минует.