Негативный процесс черно-белые пленки

В стародавние советские времена народ массово занимался черно-белой фотографией. Это был негативный процесс. И пленки были черно-белые. В нынешний цифровой век сей процесс практически сошёл на нет. Но для энтузиастов и ностальгирующих фотографов можно сейчас вспомнить основы черно-белого процесса. Рассмотрим основные положения.

Начнем. Суть процесса черно-белой фотографии основана в свойствах некоторых солей, а именно галогенов серебра. Это соединения его с хлором, бромом и йодом. Человеки уже лет двести заметили, что галогениды серебра взаимодействуют со светом, образуя скрытое, невидимое изображение. Ежели обработать такую засвеченную соль в особом проявляющем растворе (или как его зовут в народе – проявителе), то кристаллы соли серебра превращаются в серебро металлическое. При этом, чем больше попало света, тем больше выделится металла. Те участки, куда свет не попал, останутся солью, выхода серебра металлического не произойдет.

Суть реакции такая:

проявитель + сольсеребра= серебро + остатки проявления

Чтобы полученный результат сохранялся годами, эмульсию с указанными продуктами нужно хорошо промыть и удалить оставшиеся несработавшие микрокристаллы соли серебра. Таким удалением занимается закрепитель, он же фиксаж. Останется еще раз промыть хорошенько и вуаля, всё готово!

Важным шагом в развитии фотопроцессов стало использование желатины, как матрицы для кристаллов солей серебра. Желатина прекрасно принимает соли серебра, стабилизирует их и сохраняет. Она прозрачна и долговечна.

В результате проявки мы получаем микроскопические черные кусочки металлического серебра. Оно не блестит как ложка. Из-за очень малых размеров элементов.

Далее нужно понять, что чем больше солей серебра было внедрено в эмульсию, тем больше серебра проявится. Изображение будет гораздо подробнее и четче. Нои света понадобится для засвечивания такой пленки гораздо больше.

Итак, для максимального качества и четкости изображения нужна пленка с максимальным содержанием солей серебра. И чувствительность к свету (светочувствительность) будет минимальной.

Стандартный ряд любительских фотопленок был от 32 до 250 ед. Это ISO. И пленка Фото-250 была совсем не подарок по резкости. На больших увеличениях картинка “плыла”.

Так было по всему миру, пока ребята из “Кодака” не изобрели технологию плоских (Thin) кристаллов. Такие Т-кристаллы произвели почти революцию в черно-белой фотографии.

Кристаллы стали делать плоскими и ориентировать их в эмульсии параллельно поверхности фотопленки. Световое сечение такого кристалла осталось прежним, а масса резко уменьшилась. И количество света для засветки его теперь стало нужно гораздо меньше. Чувствительность очень хорошо подросла при том же качестве.

Подытожим.

Изображение на черно-белой фотоплёнке получается после проявки перевёрнутым по яркости. Где лёг  яркий свет получится темное изображение (много серебра). А где была ночь – на плёнке всё будет прозрачным. Посему такой процесс зовётся негативным. Т.е всё наоборот.

В остальных статьях поговорим о том, что происходит дальше.