Цвет и тень

Как было замечено многими поколениями, человек воспринимает цвет весьма парадоксально. Наш глаз не способен одновременно различать форму и объем предмета с его цветом.

Вначале мы видим фактуру, объем, пропорции, освещение и общий цветовой тон. А тонкие нюансы и цветовые подробности, оттенок рефлексов мы не способны ощутить одновременно с тончайшими деталями фактуры. Создание образа в нашем сознании происходит словно по двум независимым путям, и внимание с большим трудом переключается с одного на другой. И происходит сие при полном понимании того, что цветовая часть вопроса находится внутри вопроса яркости, т.е. главенствующего для понимания. Пока не стали понятны яркостные свойства нельзя правильно понять передачу цвета.
Удивительно!

Логичнее было бы предположить, что одно должно помогать другому. Когда мы видим предмет полностью, наш разум воспринимает его общий цвет, тени и света, блики и мгновенно высчитывает должный цветовой оттенок. Зачастую, этого достаточно для повседневной жизни. А вот в момент, когда мы возжелали рассмотреть детали, сравнить разницу оттенков в полутенях, перемещаем внимание из тени в света – фактура и форма перестают различаться, остаются во внимании только цветовые подробности. Вне зависимости от нашей воли, зрение самостоятельно, автоматически подстраивается так, чтобы наблюдаемый оттенок цвета входил в максимально комфортный для зрения яркостной диапазон. Другими словами, если надо точно понять цвет – требуется сперва отрегулировать зрение в самый комфортный яркостной диапазон.
Когда идет сравнение цвета, наш разум сам подстраивает зрение таким образом, чтобы нужные цвета транслировались на практически одинаковый диапазон яркости. В случае, если цвета не приведены к равным яркостям, то наше зрение само собой подстраивается по самому яркому участку, а более темные детали сдвигаются в сторону практически черного. Иными словами, при попытке различить цветовые нюансы мы перестаем воспринимать форму предмета, мысленно приводя сравниваемые элементы к равной яркости.
При высоком уровне освещенности мы меньше воспринимаем цвет,  идет "разбеливание".

Согласно действующей сегодня модели цветового зрения у нас в глазу есть три вида цветных рецептора и четвертый, гораздо чувствительный к свету, но почти монохромный. Этот последний отвечает у нас за зрение в сумерках. Мое личное субъективное сравнение: рецепторы цвета (колбочки) предназначены для более светлых участков в силу своей невысокой чувствительности. А вот гораздо более чувствительные палочки нужны для участков гораздо темнее, что-то типа BLACK – канала в CMYKе. Там именно этот канал отвечает за фактуру и объем.
Можно уверенно утверждать, что у палочек и колбочек сетчатки нашего глаза РАЗНАЯ ШИРОТА. Колбочки понимают цвет, хотя и в очень узком диапазоне яркости. Палочки хорошо различают контраст, разницу в яркостях, и эта разница весьма велика.
Такая особенность нашего цветного зрения есть плата за способность воспринять большой яркостной контраст. Воспринимая цвет,  мы привязываемся к малым рамкам контраста.
С другой стороны, подобное устройство нашего зрения идет от времен мамонтов и саблезубых тигров. Важнее для выживания было быстрее выхватить взглядом хищника, определить по форме и объему что это именно тигр, особенно в темноте. А вот насколько золотистый цвет его хвоста было уже не столь важно..